Недавно у меня спросили: С экранов телевизоров СВО уже называют "священной во-ной" в защиту традиционных российских ценностей, в том числе духовных. Согласны ли Вы с такой формулировкой? Ответ не вошел в интервью, но я его опубликую. Мне кажутся, что «традиционные ценности», в которые, безусловно верят их адепты - это Средневековье. Поясню. В средневековом обществе есть cвои ценности, свои представления о нравственности и морали. Средневековый человек религиозен. В то же самое время, для него нет нравственной проблемы в пытках, публичных казнях, или в том, чтобы взять город в блокаду, обрекая жителей на голодную смерть. Все это не входит в противоречие с религиозной риторикой и рассуждениями о морали. Пример современного общества, построенного на «традиционных ценностях» - это Иран. Идеальная Россия, построенная на «традиционных ценностях» - это православный Иран. В этой парадигме глава государства - это не просто управленец, а аятолла, самостоятельно истолковывающий духовные материи, Церковь же выступает его ретранслятором. Именно поэтому он говорил о том, что православие ближе к исламу, чем к католичеству. Именно поэтому он провозгласил шахидский принцип «мы как мученики попадем в рай, а они просто сдохнут». Именно поэтому иранский дрон «шахед» стал одним из самых узнаваемых символов войны. Именно поэтому Вера Полозкова попала в точку, когда написала: «Русь моя теперь аль-каида, хезболла меня, лодыря оскаленного, избыла и не выпускает зеркальца из клешней: ждёт, когда в нём ад разверзнется пострашней» Александр Дугин, почетный гость и спикер Всемирного Русского Народного Собора, недавно поделился своим видением будущего, основанного на «традиционных ценностях»: «Чтобы решить демографическую проблему России одним ударом, надо просто разом перейти от Модерна к Традиции. И всё. Города будут немедленно расселены, на земле сложатся крепкие православные семьи со множеством ребетят. Разводы — не то что аборты! — будут запрещены. Их не будет. Нельзя и всё. Женился — будь добр так и живи до смерти. Раньше надо было думать. За блуд — костер. За кражу — повешенье. За хулу на Царя — вечная каторга. И только тонкий гул знаменных распевов над Святой Русью. Без конца и края. “Всемирную Славу…” Черные стрелы монашеских шествий. Тихое напряженное сопение пахаря и храп статного сытого коня. Пронзительный запах парного молока в тумане. Вода и хлеб. Осел и бык. И хороводные фигуры русского солнца. Дружины и семьи, полки и веси. И Царь! Чтобы всем было радостно и покойно. Смело и весело. Для этого Царь.» Изображена подчеркнуто недостижимая, гротескная и утопичная картина будущего. Хоровод вокруг русского, германского или иного солнца народом, уверенным в своей исключительности и превосходстве, не приводит никуда. Идя в будущее, нельзя оказаться в прошлом, тем более в вымышленном, мифологизированном и идеализированном. Значит, впереди не сопение пахаря и храп коня, а нечто гораздо худшее. Впереди катастрофа. Прекрасный о. Андрей Кордочкин