«ПОГЛАШУВАНЕ СВІТЛО»
Когда я был маленький, я очень боялся темноты. Стоило только мне попасть в темную комнату одному, как все вокруг таинственно менялось – в темноте все знакомые предметы становились чужими и начинали шевелиться, как только от них отводил взгляд. Швабра за шторой становилась чьей-то ногой, висевшие на вешалке отцовские плащ и шляпа – притаившимся незнакомцем. И, почему-то, в темноте всегда скрипели половицы, как будто кто-то бродил по темным комнатам, конечно же, в поисках меня. Мне было ужасно страшно. Сначала я забирался в постель к родителям, потом, став постарше, замирал в своей постели, чтобы не выдать себя дыханием, и так лежал, чуть дыша, пока не приходил спасительный сон. Я это все помню до сих пор – говорят, детские страхи запоминаются на всю жизнь. Я помню, как я радовался каждому рассвету, потому что потому что можно было все рассмотреть и убедиться – в квартире нет ничего пугающего, ни за шторой, ни под кроватью. Да, я даже под кровать заглядывал по утрам, но ничего там не обнаруживал, к счастью, кроме комочков пыли.
Каждый из нас, наверное, может припомнить свои подобные страхи. Темнота всегда связана со страхами. Сейчас-то мы, может быть, уже не боимся засыпать в темноте, но не очень комфортно чувствуем себя, оказавшись одни на темной улице, мы вздрагиваем от ночных звонков и стуков в дверь, если никого не ждем. Тогда мы приникаем к глазку двери или спрашиваем растерянно «Кто там?». Нам не хочется оказаться ночью в дороге, без приюта и ночлега. Тогда мы стоим на пороге освещенного вокзала, судорожно сжимая ручки чемоданов, и не решаемся сделать шаг в темноту, перемежаемую неоновым миганием рекламы и тусклым светом фонарей.
Темнота и страх – как братья-близнецы, всегда рядом. Может быть потому я, неожиданно для себя, в семнадцать лет начал ходить в походы в пещеры, чтобы побороть этот дремучий и одновременно детский страх. Я побеждал его красотой подземного мира, которую выхватывал мой фонарь, яркий и послушный, и у меня в запасе всегда были батарейки, запасной фонарик, свечка и спички.
Потому что темноту можно победить только так – светом, а там, где есть свет, отступает и страх.
Темнота и страх…
У нас тепло и светло сейчас, и совсем не страшно. Горят свечи, светят лампы, несмотря на ночь за окнами. Но есть места на земле, где света нет. Примерно в тысяче километров от Таллинна, посреди Европы. Просто, туда прилетели ракеты из соседней страны и разрушили электростанции и котельные. Чтобы люди сидели во тьме. Чтобы они замерзали. Чтобы боялись.
Рождественские Киев, Харьков, Днепр, Херсон, Житомир, Полтава, Одесса – где их свет? Если смотреть на них из космоса, можно увидеть только черные пятна.
Есть в украинской мове такое понятие: ПОГЛАШУВАНЕ СВІТЛО, что значит «поглощаемый свет», то есть свет сокрытый, копящийся, спрятанный внутри, до срока. Однажды тьму сдернут, и свет воссияет, потому что там, под этой пеленой, он был, и он ждал времени.
Но кроме темноты и страха есть ещё один их брат-близнец. Тот, о котором думают многие не только в темноте ночных бомбёжек, но везде, во всём мире, даже лёжа в тёплых постелях.
И если темноту и страх побеждает свет, то вы, конечно, скажете мне, что побеждает смерть? - Конечно, жизнь.
Темнота, страх, смерть…
И на другом полюсе – свет, радость, жизнь.
Но как нам преодолеть эту первую триаду, если в ней, в её основе лежит такая штука, как грех? Как вырвать, выкорчевать этот корень из собственной души, как осветить тьму, поражающие целые народы?
Да, правда, корень всей первой страшной цепочки – это грех. Это он породил смерть, смерть родила и рождает страх, а страх питается темнотой, в которой мы живем. Потому что темнота – это не когда село солнце. Это – обреченность с самого рождения. На страдания, на безработицу, на издевательства власть имущих. На войну, бомбёжки, ненависть. На страхи. На смерть.
Чем нам победить грех?
Откройте Десять Заповедей и прочтите: греху противостоит только святость.
Та, которой нет у людей.
Та, которая есть у Бога.
Та, которая пришла в мир в человеческой плоти чуть более двух тысяч лет назад.
И – стала доступной нам.
2 Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет, - напишет пророк Исаия (Ис 9)
2 Ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам…
…5 И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы, – восторженно скажет Апостол Иоанн (1 Ин 1)
Тьма побеждается Светом, даже если он пока СОКРЫТ. Светом великим, а не жалкой электрической лампочкой.
Со светом приходит радость. Радость дает смысл рождать детей, умножать народ. На радостную свадьбу всегда приходит больше людей, чем на призыв собраться для отправки в концлагерь. Но истинная, совершенная радость, как и истинный свет, исходят от Бога: «И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна…»
Свет же и радость порождаются Жизнью. Нельзя радоваться, зная, что жизни нет, а впереди лишь смерть и разложение. Это будет лишь «пир во время чумы».
Но – откуда все это возьмётся? Откуда придёт этот яркий свет, эта светлая радость, эта непобедимая жизнь? Что или кто являются их источниками?
6 Ибо младенец родился нам - Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. (Исаия 9)
«Ибо Младенец родился нам…»
Бог стал Человеком и пришел в мир. Пришел, как приходим все мы – в муках рождения. Но с Его рождением в ночи что-то произошло в мире. Тьма не сгустилась еще больше. Наоборот, вспыхнула звезда! «Свет пришел в мир!» – торжественно скажет Иоанн. А со Светом – Его спутники: Радость. Жизнь. Святость.
Свет пришел в мир с рождением Этого Младенца, чьи имена перечисляет Исайя, живший до этого события за 700 лет. И самое первое имя в этом ряду помните какое? Чудный? Советник? Бог крепкий? Да, все это есть, но сначала – СЫН дан нам. Сын! Чей Сын? Сын Божий, но и Сын Человеческий. Бог крепкий, но и Сын Марии. Так Бог-Творец земли и небес соединил небеса и землю. Соединил Сыном.
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного…» Отдал нам. Отдал, как лекарство от страха и смерти – «Дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную.»
Отец вечности принес вечность нам…
Поэтому Ангел на поле говорит пастухам: «Не бойтесь!» Время страхов кончилось. Пришло время радости. Радости всем людям.
8 В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.
9 Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.
10 И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям:
11 ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь… (От Луки 2)
…И убоялись страхом великим…
…И сказал им Ангел – не бойтесь…
Страх побежден радостью. Радость с небес от ангелов сходит на поле к пастухам.
К тем, кто не спал.
Кто бодрствовал.
Кто ждал света.
Страх превращен в радость, как вода в вино. Что же производит сама радость, к чему она побуждает?
13 И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее:
14 слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! (От Луки 2)
Ангелы прославили Бога, возвестили мир и благоволение. А что пастухи? Можно ли после этого спать? Можно ли спокойно сидеть на месте?
16 И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях…
18 И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи...
20 И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было. (От Луки 2)
Радость рождает ПОКЛОНЕНИЕ.
Ведь это так естественно – поклоняться Богу.
Ведь для этого и мы с вами, братья и сестры, собрались сегодня здесь.
Чтобы, вместе с пастухами, поклониться Младенцу.
Тому, Кто родился в этот мир, чтобы победить мрак.
Страх.
Смерть.
Победить Своей Жизнью.
И Своей смертью.
И воскресением из мертвых вынуть «поглинуте свiтло» из-под кувшина и дать ему разгореться вовне.
Свет пришел в мир…
Свет не сжигающий, но – спасающий.
«Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него».
А как же суд?
Как же все зло, живущее в нас, все наши страхи и сомнения, грехи и ненависть, идущая война?
Как же быть с тьмой, что в нас?
Послушайте – «Свет пришел в мир», как красиво сказано в украинском переводе: «Суд же такий, що світло на світ прибуло, люди ж темряву більш полюбили».
Так что, да, у «ходящего во тьме» народа, есть две возможности – выйти на свет и уйти в темные углы.
На свет выйти, кажется, труднее. Это значит – увидеть себя как есть – в грехах и струпьях. Но – и увидеть Иисуса. Поверить, что Он может изменить нас.
Сделать шаг к яслям и поклониться.
Как пастухи.
Остаться в темноте проще. Не так режет глаза этот яркий свет. Легче оправдываться – «Да все так живут, да что, мы хуже других?»
19 Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы;
20 ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы,
21 а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны. (От Иоанна 3)
Есть два пути – и в этом Суд.
Церковь – это путь к Божественному Младенцу. Путь, начинающийся с крещальной купели и продолжающийся ныне в наших жизнях.
В Хлебе и Вине Причастия, где свет, буквально поглощаемый нами, преобразует нас и ведет дальше в этом мире, и за его пределы, потому что у Света по имени Иисус, нет пределов.
Эти свечи освещают сегодняшний вечер. Освещают наш путь во мраке. Их нельзя погасить, даже если их задуть. Ибо – свет пришел в мир. Свет неугасимый. Свет, несущий радость и поклонение. Свет, несущий жизнь.
С Рождеством Христовым, вас, дорогие братья и сёстры!